Идеи для бизнеса в Сербии

Если судить по официальным заявлениям, автомобили произведенный в Крагуевце, будут продаваться на рынке США. Напомню, что в сербском Крагуевце, на фабрике «Застава» происходит сборка автомобилей «Фиат». Для Америки разрабатывается новая модель, готовая конкурировать с минивенами от Мазды и Форда.

Кроме того, этот семейный автомобиль, чье производство начнется в марте 2012 года, будет доступен и в Европе.

Интересно, что это не первая попытка выйти на рынок США. В период с 1985 по 1990 гг., «Застава» поставила за океан 140 000 машин.

В тоже время, буквально вчера, итальянская компания «Daitek», в Сербском городе Ниш, начала строительство фабрики по производству моторных масел и автомобильной химии. Проект оценивается в 13,3 млн. евро. В планах компании трудоустроить 400 человек.

Это лишь случаи дня сегодняшнего, о которых можно было прочитать в новостных лентах. Страна развивается, постоянно появляются новые проекты, идеи, направления. Но нас интересует в первую очередь малый бизнес, организовать который могут позволить себе многие. Исходя из нашего опыта, зачастую иностранцу организовать бизнес в чужой стране проще, чем местному. И этому есть объяснение. Да, иностранец не знает законов, может попасть на мошенников или просто «неумех», может организовать совершенно не интересное и не нужное предприятие, которое скорее рано, чем поздно, прогорит и так далее. Но у него есть огромное преимущество – у него нет на глазах «шор», ограничивающих, как у беговой лошади, угол зрения. У него нет устоявшихся стереотипов, он в меньшей степени подвержен местным традициям, и поэтому может! организовать востребованное дело. Например, еще несколько лет назад черный чай в Сербии и Черногории встречался лишь в аптеках, как укрепляющее средство, и поэтому многие россияне, живущие в Черногории, просили привезти его у всех, кто часто бывал в России. А сегодня в том – же Белграде, в крупных элитных торговых центрах появились павильоны с привычным нам выбором этого бодрящего напитка. Такие же баночки с фруктовыми смесями, китайский зеленый, экзотический оулонг…

Для непосвященного общественное питание, мелкое производство, рукоделие в различных проявлениях, сфера услуг и многое другое присутствуют в Сербии в избытке, то это не совсем так. За последние лет пятнадцать рынок не производит ничего принципиально нового и оригинального. Это связано, на наш взгляд, с его относительной стереотипностью. Зачем предлагать гамбургеры в треугольной булке, если нормально идут в круглой? В этом и кроется ошибка местных предпринимателей. Иностранный бизнесмен может предложить товар, пусть привычный в его стране, но совершенно новый в Сербии, и на этом выиграть.

Естественно, мы не будем в рамках этой статьи перечислять направления, в которые стоит вкладывать деньги. Но они есть, причем можно уложиться в 5-10 тысяч евро, а можно и в 50-100 тысяч. Все зависит от возможностей заказчика.

Вид деятельности
Время реализации проекта
Сложность реализации
Затратная часть
(тыс. евро)
Актуальность на рынке
Срок окупаемости
Долгосрочность проекта
Общественное питание ресторанного типа 3-6 месяцев Высокая 20-300 Высокая для нестандартных предложений Средний Высокая
Общественное питание «фаст-фуд», малые кафе, бары 1-3 месяца Средняя 4-20 Высокая для очень нестандартных предложений, в остальных случаях низкая Быстрый Высокая
Продукты питания –розничная торговля 1-3 месяца Средняя 10-20 Высокая для конкретных видов товара (по запросу) Быстрый Средняя
Продукты питания – опт 1-3 месяца Средняя 30-100 Средняя. Только экспорт-импорт. Средний Высокая
Оказание услуг – парикмахерская, спа, массаж и т.п. 1-2 месяца Низкая/средняя 6-10 Средняя Средний Высокая
Оказание услуг – прокат разный(кроме а/т) 1-3 месяца Низкая 6-10 Высокая Быстрый Высокая
Экпорт- импорт ТНП и оборудования 1-3 месяца Высокая 20-100 Очень высокая Средний Очень высокая
Производство продуктов питания 3-8 месяцев Высокая От 30 Очень высокая Средний Очень высокая
Сервисные услуги в т.ч. и авто 3-6 Высокая От 30 Средняя Средний Высокая

В этой таблице мы постарались очень приблизительно составить направления деятельности, наиболее спрашиваемые нашими клиентами. Она ни в коем случае не претендует на полноту и точность. Цель ее создания – лишь демонстрация того, на что может рассчитывать человек, создавая свой бизнес в Сербии. В любом случае, какое бы направление бизнеса Вы не выбрали, оно будет требовать очень детального и скрупулезного исследования, исходя из особенностей местного рынка и нашего опыта.